Корпоративное бескультурье

Создание корпоративной культуры

Создание корпоративной культуры – весьма модный тренд в последнее время. Только слишком уж туманное понятие. Все говорят и даже пытаются внедрять, но смутно представляют, что нужно внедрять и как это делать.

Многие понимают под созданием корпоративной культуры такие вещи, как наличие совместных мероприятий, вечеринок, униформы. Кто-то видит в этом стандарты коммуникаций внутри коллектива или с клиентами.

А некоторые вообще полагают, что это состав компенсационного пакета для персонала, вроде бесплатных обедов в офисе или абонементов в фитнес-клубы.

Только это, на самом деле, не совсем так. Связано это понятие, в первую очередь, с уровнями и характером управления в компаниях.

Этапы управления в компании

Совсем нулевой этап, когда руководитель работает с сотрудниками как член команды, мы не рассматриваем. Это даже не руководство, а самозанятость. И, если очень быстро не перейти из него к управлению, то компания как таковая не состоится.

Первый уровень – это, когда все решения принимает руководитель, и он определяет, что, кому и когда делать.

Самая главная проблема этого уровня состоит в том, что собственнику приходится «тушить пожары», а в случае малейшей неясности все бегут к нему за разъяснениями.

На это, естественно, уходит уйма времени, но на начальном этапе развития компании без этого не обойтись. Пока руководитель-новичок не пройдет большинство этапов и процессов самостоятельно, он не сможет этими процессами руководить.

Заканчивается этап, когда в компании прописаны основные виды регламентов и должностных инструкций.

Следующий уровень руководства – административное управление. Прелесть этого этапа в том, что нет необходимости  по каждому вопросу «разжевывать» возникающие вопросы подчиненных. Такие ситуации уже случались в работе компании, описаны пошаговые алгоритмы их решения и в любой момент руководитель может отправить сотрудника читать инструкцию.

Даже новые инструкции пишутся не самим руководителем, а исполнителями.

Такой формат присутствует в большинстве компаний, особенно иностранных и достаточно крупных. Но работает он эффективно, только в случае, если

  • регламенты знают и соблюдают;
  • есть рычаги поощрения и наказания для функционирования инструкций;
  • содержание документов минимально, но достаточно для эффективной работы;
  • инструкции периодически актуализируются.

В противном случае, организация снова перейдет на ручное управление, что плохо для собственника, или эволюционирует в бюрократическую систему, что плохо для эффективности и персонала. Бюрократический подход – совершенно нормальное явление для государственных служб и отличается от эффективного административного чрезмерной зарегламентированностью.

И административный и бюрократический варианты работают вполне нормально и могут существовать неограниченное время.

И, наконец, создание корпоративной культуры

Это такой этап, когда среди сотрудников просто не принято работать иначе, чем этой культурой предписано. То есть, существуют все те же самые инструкции и регламенты, что и при административном подходе, но для их выполнения не требуется поощрений и наказаний. Это как бы само собой подразумевается, поэтому за их выполнением следит каждый сам и коллектив в целом. И, когда в такую компанию случайно попадает человек, не вписывающийся в эту культуру у него два пути. Его либо «вылечат», причем, очень быстро. Либо, он так же быстро будет выдавлен, или уйдет сам, поняв, что ему здесь не рады.

То есть, это что-то вроде жизни «по понятиям» или соответствие кодексу самурая. Именно поэтому, такие компании преобладают в странах с изначально развитым понятием «как же это можно делать, если этого делать нельзя». Например, в Германии или Японии.

И делается это не потому, что накажут или похвалят, а из-за внутреннего чувства — «А как же по-другому то?»

В России привить это достаточно сложно. Какой русский будет ждать зеленый свет, если нет машин? Или сортировать отходы в разные контейнеры.

Но, это не значит, что стремиться к этому не стоит. Как это сделать – материал для серьезного труда и кратко это не описать, но кое-что порекомендовать можно.

Условия возникновения корпоративной культуры 

Во главе угла стоит личный пример руководителей. Компетентность, самоотдача и справедливость в первую

Создание корпоративной культуры

Создание корпоративной культуры

очередь.

Второе – то, как у вас поставлена адаптация новичков. Как вы их введете в «строй», так они в него и встанут. Если же они с самого начала чувствуют себя брошенными, если от них требуют результат без достойной подготовки и ресурсов, если они понимают, что поведение может трактоваться неоднозначно — тогда на создании корпоративной культуры можно ставить крест.

Ну и еще один важный фактор – в компании должна быть преемственность. То есть, среди сотрудников обязательно наличие разных поколений – новичков, опытных работников и старожилов. В этом смысле династии – весьма продуктивное изобретение.

А вот такие инструменты, как выездной тим-билдинг, напоминающий больше развлекательное мероприятие, чем построение команды, к сожалению не работают. Их можно проводить в качестве  поощрения, развлечения или релакса, да и то, если они вписываются в общую систему корпоративной культуры. Если же они существуют лишь сами по себе, как случайные события, очень скоро команда, сплотившаяся таким способом, начинает дружить против руководителей.

Создание корпоративной культуры: запомнить и применить

  • Разработайте четкую систему адаптации новичков в компании. То, как вы их введете в организацию, и будет определять их дальнейшее поведение в ней
  • Корпоративную культуру невозможно создать на новом месте, не пройдя первые этапы управления компанией, но закладывать ее фундамент нужно с самого начала
  • Для этого вводите элементы мотивации, поощряющие желаемое поведение и подавляющие нежелательное и проводите грамотный подбор и селекцию кадров
  • Создавайте традиции, ритуалы и корпоративные истории и мифы

 



Материал оказался полезным для Вас?

Поделитесь с друзьями и коллегами, нажав ниже на кнопки ваших любимых социальных сетей


Все эти и близкие им темы я подробно разбираю в материалах сайта


А еще подписывайтесь на рассылки, пользуйтесь услугами и увеличивайте свой бизнес в разы!

PS. все, кому интересно и не лень, могут использовать мои статьи с указанием автора и ссылки на публикацию;

Короткая ссылка: http://www.trainingbest.ru/?p=3432
Наверх