Малому бизнесу пора расти
Правительство одобрило законопроект об оплате из казны образования для россиян за рубежом. Фактически, это констатация того факта, что в России нормальное бизнес-образование получить практически не возможно. Высшее бизнес-образование хоть и существует, но очень теоретизировано и отстает от существующих технологий примерно на 10-15 лет. Образования же для малого бизнеса в стране практически совсем нет. По крайней мере, на государственном уровне.
При этом, вот как, примерно, выглядят требования к кандидатам на руководящие должности в различных отраслях. То есть, владельцы бизнеса приветствуют высокий уровень образованности у своих ближайших подчиненных.
Требования к уровню образования руководителей (% от опрошенных)
Уровень профобразования |
Промыш-ленность |
Связь |
Строи-тельство |
Торговля |
Транс-порт |
Деловые услуги |
Желательный для руководителя высшего уровня |
||||||
Высшее |
99 |
95 |
96 |
91 |
96 |
88 |
В том числе любое высшее |
15 |
22 |
11 |
21 |
20 |
19 |
Специальное среднее |
1 |
1 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Желательный для функционального руководителя |
||||||
Высшее |
100 |
96 |
95 |
83 |
94 |
85 |
В том числе любое высшее |
19 |
25 |
12 |
22 |
20 |
23 |
Специальное среднее |
4 |
1 |
5 |
5 |
6 |
2 |
Это – процентное соотношение источников образования для бизнеса
Где руководитель МП получил подготовку по ведению бизнеса |
% к числу ответивших |
В ВУЗе |
85,47 |
В структурах поддержки МП |
5,13 |
В консалтинговых фирмах |
7,69 |
На коммерческих семинарах |
65,81 |
Указанная потребность в бизнес-образовании самих руководителей
Направления |
Доля |
Организация и функционирование бизнеса |
39,3% |
Стратегическое планирование |
39,3% |
Информационное сопровождение бизнеса |
29,9% |
Юридическое сопровождение деятельности |
54,7% |
Маркетинг |
30,8% |
Разработка бизнес-планов, сопровождение проектов |
44,4% |
Управление персоналом |
50,4% |
Психология предпринимательской деятельности |
31,6% |
Из всего этого напрашивается несколько выводов, заставляющих задуматься
- большинство собственников, подбирая себе сотрудников (особенно на руководящие должности), выдвигает достаточно высокие требования по отношению к их образовательному уровню. В некоторых отраслях требование наличия высшего образования доходит до 100 %. При этом собственную потребность в бизнес-образовании предприниматели оценивают на уровне от 30 до 50%.
- источником образования для бизнеса собственники очень часто указывают ВУЗ, хотя, современное образование даже в экономических ВУЗах не очень предназначено для малого предпринимательства. Поэтому, скорее всего, указанные 85% — это просто предприниматели с высшим образованием. А уж какое оно, и как связано с текущим видом бизнеса – об этом статистика умалчивает.
- структуры, призванные поддерживать предпринимателей, мало участвуют в их обучении ведению бизнеса.
О чем говорят такие результаты опросов?
В первую очередь – предприниматели допускают (фактически, даже требуют), чтобы у их ближайшего окружения был более высокий образовательный ценз. Это справедливо по отношению к большинству узкоспециальных компетенций – юриспруденция, бухгалтерия, технологические знания, возможно, маркетинг. Но по отношению к управленческим навыкам, вопросам построения бизнес-процессов и стратегического управления это абсолютно непростительно. Вероятно только у харизматично-гениальных лидеров это пройдет безнаказанно. У остальных бизнес уведут их более продвинутые коллеги-подчиненные.
Как вырасти в малом бизнесе? Учитесь!
Собственники настолько уверены в своей компетентности и знании, что уделяют вопросу повышения бизнес-грамотности критически малое внимание. Хотя, для малого предпринимательства тут главную роль играет даже не нежелание обучаться, а глубокое вовлечение владельцев в постоянную текучку.
Наибольший интерес предпринимателей (высказанная потребность) в плане обучения отмечен в сфере юридической грамотности, управления персоналом и проектного управления. То есть в тех местах, где явные пробелы приводят к серьезным и мгновенным «косякам» и потерям.
Стратегические же аспекты бизнеса (маркетинг, планирование, инфотехнологии) не влияют напрямую на текущую прибыль и, потому, остаются в стороне от внимания собственника.
Но это именно те аспекты, которые обеспечат выживание компании в долгосрочной перспективе, покажут, как вырасти в малом бизнесе и позволят оставить конкурентов далеко позади.
Как результат, руководители поощряют и часто оплачивают обучение своих сотрудников, не находя при этом времени и не чувствуя потребности в повышении уровня своих управленческих компетенций.