Создаем привлекательное описание вакансии

Как написать объявление о вакансии

В этой статье хочу подробно изложить копирайтерские нюансы того, как написать объявление о вакансии для приема на работу.

В статье «Есть ли у вас портрет кандидата?» уже немного писал о важности полного совпадения требований к кандидату и того, что вы пишите в тексте вакансии. И о точности формулировки этих требований.

Идея же описать этот процесс с точки зрения копирайтера пришла мне в голову по одной простой причине. Часть своих клиентов для написания текстов я беру именно из объявлений о вакансиях копирайтеров, SMM и контент-менеджеров.

Их я изучаю регулярно и насмотрелся много шедевров, как в прямом так и в переносном смысле. Все примеры, термины и фразы в этом тексте взяты из реальных объявлений.

Итак, поехали.

Правило №1 о том, как написать объявление о вакансии

Это правило понятно уже из вступления. Любая вакансия пишется под человека. Поэтому ее написание начинаем с создания портрета того, кто на этом месте будет работать.

Пол, возраст, привычки, хобби, семейное положение, район проживания, внешность, навыки и знания.

Чтобы написать такое, нужно точное описание функционала. И не в общих словах – увеличение, осуществление, повышение. А конкретные действия. Что сотрудник будет делать в течение рабочего дня – по шагам, измеримо.

Плюс особенности общения с клиентами, с коллегами, с руководством. Плюс ненормированные действия, работа на дом, командировки, просьбы руководства.

Плюс уровень дисциплины, плюс корпоративные мероприятия.

И желательно с конечным результатом – что в результате этих действий должно получаться.

Все это, т.е. должностные обязанности, немного не из сферы копирайтинга, но без них не составить портрет кандидата, а значит, не создать нормальное описание вакантной позиции.

Объявление о вакансии – это продающий текст

Вы не ослышались.

Размещая текст о вакансии, вы продаете соискателям свое рабочее место. Именно продаете, потому что будущего работника, как и покупателя, нужно заинтересовать возможностью это место занять.

Работодатель обычно знает, как написать объявление о вакансии. Он уверен, что его работа нужна всем и именно он делает выбор из массы кандидатов. Он же деньги им будет платить, а кто платит, тот и «девушку танцует».

Это логично, но до определенного предела. Вы будете выбирать только из тех, кого заинтересовало ваше объявление.

Есть еще 2 категории соискателей, которые, возможно, даже не попытаются с вами связаться:

  1. Лучшие в своем деле. Они обычно выбирают работодателя, а не наоборот.
  2. Те, кому ваше объявление не показалось интересным. В эту категорию могут попадать и люди из первой. Но могут быть и те, кто вполне «клюнул» бы на ваше предложение, будь оно описано более интересно для них.

Таким образом от того, как будет написано ваше предложение о работе, напрямую зависит уровень кандидатов, из которых вы будете выбирать.

Вам же нужны лучшие? Даже, если вам не нужны самые лучшие, вам точно нужен выбор.

Copy-paste — хреновая идея

Для начала — не берите подчистую готовые описания. Ни у конкурентов, ни у монстров бизнеса, ни у кого.

Не факт, что у них все правильно, но самое главное не в этом.

Люди не любят шаблонность и одинаковость. Среди одинаковых объявлений выберут самую высокую зарплату или лучшее расположение офиса.

Если у вас нет ни того ни другого – стандартное объявление точно не для вас.

Найдите свои особенности, «изюминки», отличия и опишите их.

Представьте только, что вместе с вашим объявлением соискатель читает еще 30 или больше. А они все, как одно. Каков шанс, что выберут вас?

Изучать чужие вакансии нужно, но не для того, чтобы просто скопировать. А для того, чтобы извлечь три полезных вещи:

  • Увидеть, как вакансию позиционируют другие;
  • Взять лучшие фишки;
  • Найти то, что другие в своих описаниях упустили.

И все. Остальное додумываем сами.

Кроме прямого копирования избегайте еще и шаблонных фраз, канцеляризмов и неконкретных понятий.

Людей интересует конкретика

Людей интересует конкретикаНикого не напрягает такой текст? Меня напрягает.

Для кого работодатель зарекомендовал себя? Для сотрудников? Для контрагентов? Для налоговой?

Что значит надежный?

Динамично – это как?

Постоянно ищет. А находит при этом?

Не лучше ли написать об этом иначе?

— сколько у компании постоянных партнеров (надежный),

— сколько добавилось в текущем году (ищет новых партнеров),

— на сколько процентов вырос объем услуг (динамично развивающийся).

Вот еще пример абсолютной неконкретики, которая встречается в каждом втором объявлении:

Не конкретно

Официальное трудоустройство и своевременная оплата – ок. Хотя тоже можно уточнить частоту, сроки, на карту «МИР» или на другую и т.д.

А вот что такое прогрессивная оплата, карьерный рост, дружный коллектив – это мне не понятно.

Коллектив еще бывает «молодой» или «энтузиастов»

Рабочая атмосфера – приятная.

Офис – просторный.

Все эти понятия для разных людей несут абсолютно разную смысловую нагрузку.

Не пишите того, что не нужно

Помните про точный функционал?

Так вот, в вакансии должен быть отражен только тот перечень навыков, знаний, умений, обязанностей, который прописан в функционале, должностной инструкции или описании должности.

Не ищите универсалов, всемогущих должен-уметь-все и многоруких многоногов.

Не пишите умения и обязанности «на всякий случай» и «а вдруг пригодится». Так вы отсекаете людей.

Запомните, чем больше навыков и обязанностей в вакансии, тем меньше кандидатов и тем меньше выбор у вас.

Как пример лишнего — такая фраза из многих описаний: «Знание английского будет вашим преимуществом».

Преимущество — что это? Английский либо нужен, либо нет.

Если английский нужен для работы – вы так и будете писать: требуется знание языка. Раз вы пишите, что это преимущество, значит язык для этой работы не нужен.

Зачем писать? Вы отсеете одной фразой множество людей без знания языка, но уверенно владеющих нужными навыками.

Из этого же перечня стрессоустойчивость, умение отстаивать свою позицию, соблюдение субординации и тому подобное.

Это вполне нормальные требования. Они подразумеваются при приеме на работу по найму на многие позиции, но очень редко обязательны.

Писать же о них нужно, только, если это действительно особое требование, без которого работа не возможна.

И еще – вы не сможете эти качества оценить до начала работы, даже если напишите о них в вакансии. Ну или только в случае набора в космонавты или охрану президента.

А вот эти два предложения для чего?

Лишнее в текстах

Первое – лишь бы чего написать про то, какие мы хорошие. Напишите, что у вас за стандарты – ГОСТ, ISO, или вы ни разу не сдавали заказы с опозданием или это означает что-то еще.

Второе же очень двусмысленное. Постоянно требуются менеджеры, потому что текучка высокая?

Если не поэтому, то напишите, сколько вы принимаете, а сколько уволилось за прошлый год или приведите еще какие-то доводы. Напишите возможные этапы карьеры, тогда человеку станет понятно, какие возможности открыты.

Постоянно нужны менеджеры и карьерные возможности – связь не очевидна!

Ну и напоследок:

Лишнее в текстах_2

Это из вакансии, а не из Википедии. Я не перепутал.

Как думаете, соискатель-копирайтер знает, что такое копирайтинг?

Или, может, для верности стоит ему все же об этом рассказать?

Такими вещами вы захламляете текст, отнимая место и внимание у действительно нужных для вакансии сведений.

Не «мыкайте»

Привлечь внимание к своей компании – не означает показать, какие вы великие.

Крутая компания – это круто. Более того, это важно для соискателя. Но в таком деле, как написание объявления о вакансии, подходить стоит  с другой стороны.

Подается это не с позиции «Мы», а с позиции того, что ваша крутизна (или перечисленные особенности) несет потенциальному кандидату.

Что получает кандидат для себя лично, прочитав вот такие вещи в описании?

клянусь, вот прямо это и прямо в таком виде и порядке взял из реальной вакансии:

Не мыкайте

Во-первых, такое имеет прямое отношение к разделам про «лишнее» и «неконкретное». Особенно учитывая, что это вакансия контент-менеджера.

А, во-вторых, то, как это подано. Молодцы, что вы все это делаете. Но мне то что из этого?

Подайте это по-другому.

Компания работает в разных направлениях от… до…, значит вы приобретете опыт в нескольких сферах бизнеса.

Компания использует современные технологии такие как……. Они упростят (ускорят, облегчат) вашу работу, а значит, повысят производительность и доходы.

Не выпендривайтесь

Особенно, если вы не очень в теме.

Часто составитель вакансии хочет показать, что он не «лыком шит». Так что, приходите к нему только настоящие спецы.

И стоит обратиться «слабому» кандидату, как знатоки в компании-работодателе тут же определят вашу некомпетентность.

Хотите пример? У меня есть:

Не выпендривайтесь

Объясняю. LSI-копирайтинг – это одна из относительно свежих тем в копирайтинге. Здесь без подробностей, как-нибудь напишу об этом. Смысл в том, что не все про это знают.

Но работодатель крут, знает. Точно настоящих профи ищет.

При этом, работодатель не знает, что нет такого слова «текста». Есть «тексты». И это тоже из копирайтинга, т.е. оттуда же, откуда LSI.

Так что, либо не пишите, либо знайте, о чем пишите.

Суперположительным – твердое нет

Если вы описываете только положительные стороны предлагаемой работы, у читателя сразу сложится ощущение возможного подвоха.

Все места с идеальными условиями работы, к примеру, уборщица в «Газпроме», уже давно заняты. Там не публикуют вакансии.

А, если вы публикуете идеальные условия, значит, желаете подсластить заведомо слабое предложение.

Любые сомнения со стороны соискателя прямо с этапа прочтения объявления заставляют его думать, что вы не откроете негатив и на этапе собеседования.

Поэтому обязательно опишите сложности, с которыми человеку придется столкнутся. Но не выделяйте их в особый раздел «Трудности». И тем более не помещайте в конце описания.

Расположите между положительными «плюшками», которые ожидают кандидата. Так вы напишите правду и одновременно сгладите негативное впечатление от ожидаемых сложностей.

Только запомните, сложности – это не проблемы. Сложности – такие особенности работы, преодолеть которые можно, став профессиональнее и на голову выше себя нынешнего.

Покажите свой уровень во всем

Возможно, у вас нет в штате копирайтера или просто грамотного специалиста, ответственного за тексты.

Но это вовсе не означает, что описание вакансии может быть с ошибками. Любыми – орфографическими, стилистическими, пунктуационными и т.д.

Вы ищите человека, который не знает о вас ничего. И первое знакомство с вами будет при помощи вашего текста.

А там ошибки или текст, написанный в виде «простыни». Или еще какие-нибудь «косячки» вроде «кудрявости» изложения:

Ошибки в тексте вакансии Они могут быть и маленькими, но отношение свое вы этим обязательно покажете.

Не ленитесь

Чтобы выполнить все перечисленные выше условия, конечно же придется поработать.

Создать портрет кандидата, изучить конкурентные объявления, поискать уникальность, превратить свойства в выгоды, продумать, как подать сложности.

В основном же объявления выглядят написанными на скорую руку, списанными со шпаргалки или созданными для избавления от этой неприятной обязанности.

Как, например, вот это:

Не ленитесь

Тем, кто подходит к написанию с таким настроем, стоит запомнить две вещи:

  1. Ваше объявление не единственное на рынке труда.
  2. Как вы подойдете к процессу подбора сотрудника (а оно начинается с описания вакансии), такого сотрудника и получите.

Удачных вам текстов вакансий!


Это далеко не полный перечень рекомендаций, как написать объявление о вакансии.

В основном я пока перечислил главные ошибки, совершаемые при создании таких текстов.

Поэтому продолжение следует.


Материал оказался полезным для Вас?

Поделитесь с друзьями и коллегами, нажав ниже на кнопки ваших любимых социальных сетей


Все эти и близкие им темы я подробно разбираю в материалах сайта


А еще подписывайтесь на рассылки, пользуйтесь услугами и увеличивайте свой бизнес в разы!

PS. все, кому интересно и не лень, могут использовать мои статьи с указанием автора и ссылки на публикацию;

Короткая ссылка: http://www.trainingbest.ru/?p=6923
Наверх